«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

EBSCOhost
Eastview
Elibrary
Biblioclub

Анализ экономической эффективности кооперации России и Китая на рынке широкофюзеляжных пассажирских самолетов

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
т. 12, вып. 8, август 2016

Получена: 05.04.2016

Получена в доработанном виде: 04.05.2016

Одобрена: 20.05.2016

Доступна онлайн: 30.08.2016

Рубрика: Приоритеты России

Страницы: 17-31

Клочков В.В. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями, Институт проблем управления РАН им. В.А. Трапезникова, Москва, Российская Федерация 
vlad_klochkov@mail.ru

Карпов А.Е. студент 5-го курса, Московский физико-технический институт, Москва, Российская Федерация 
fansy95@mail.ru

Предмет. Наиболее реальным способом обеспечения рентабельных объемов сбыта для российской авиационной промышленности является разработка и производство самолетов в рамках кооперационных проектов со странами, у которых авиационная отрасль находится в стадии развития. Это определяет актуальность оценки эффективности возможного сотрудничества.
Цели. Оценка уровня себестоимости широкофюзеляжных самолетов для различных вариантов организации их производства, а также производства компонент. Оценка эффективности кооперации с КНР в области производства изделий этого класса с точки зрения создания высокооплачиваемых рабочих мест при условии соответствия продукции мировому уровню по себестоимости производства.
Методология. Предложена модель оценки себестоимости воздушных судов для сценариев самостоятельного и совместного с КНР их производства при частичной и полной локализации производства комплектующих изделий. Также предложена модель, позволяющая оценить относительное сокращение ставок оплаты труда, которое требуется для обеспечения ценовой конкурентоспособности воздушных судов на мировом рынке.
Результаты. Проведенный анализ показал, что при самостоятельном производстве в России широкофюзеляжных самолетов в расчете лишь на внутренний российский рынок себестоимость каждого воздушного судна возрастет приблизительно на 75% относительно мирового уровня, что более чем в 1,4 раза превосходит уровень себестоимости при сотрудничестве с КНР. В случае локализации производства всей необходимой номенклатуры комплектующих изделий совместный российско-китайский проект обеспечивает сокращение себестоимости изделия более чем в 1,5 раза по сравнению с самостоятельным производством. Уступки в уровне заработной платы сотрудников в самолетостроении, необходимые для сохранения ценовой конкурентоспособности на открытом рынке в случае кооперации с КНР, существенно меньше, чем в случае самостоятельного производства.
Выводы. Кооперация с КНР позволяет благодаря увеличению емкости рынка сбыта продукции существенно сократить себестоимость производства широкофюзеляжных самолетов и расширить модельный ряд рентабельных продуктов для российской авиационной промышленности.

Ключевые слова: авиационная промышленность, высокотехнологичное производство, международная кооперация, конкурентоспособность, ставки оплаты труда

Список литературы:

  1. Benkard C.L. A Dynamic Analysis of the Market for Wide-bodied Commercial Aircraft // Review of Economic Studies. 2004. Vol. 71. Iss. 3. P. 581–611.
  2. Wright T.P. Factors Affecting the Cost of Airplanes // Journal of Aeronautical Sciences. 1936. Vol. 3. №. 4. P. 122–128.
  3. International Industrial Networks and Industrial Restructuring in Central and Eastern Europe. Boston, Kluwer Academic Publishers, 2004. 249 p.
  4. Niosi J., Zhegu M. Multinational Corporations, Value Chains and Knowledge Spillovers in the Global Aircraft Industry // International Journal of Institutions and Economies. 2010. Vol. 2. № 2. P. 109–141.
  5. Lui Ch. Public Opinion, Central Decision-making Dominance and Policy Changes: A Case Study of China's Large Aircraft Industry // China: An International Journal. 2016. Vol. 14. № 1. P. 35–55.
  6. Денисов В.Т., Авдеева Е.С., Панюшкина Л.В., Денисов Д.Д. Развитие рынка авиационной техники и кластерный подход к удовлетворению потребности в ней // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2. С. 35–39.
  7. Денисов Д.Д. Развитие международного сотрудничества в производстве и эксплуатации летательных аппаратов // Экономические науки. 2015. № 1. С. 42–47.
  8. Круглова Е.Ю. Прогнозирование рынка гражданской авиатехники // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 10. С. 104–115.
  9. Baldwin R., Krugman P. Industrial Policy and International Competition in Wide-bodied Jet Aircraft. In: Trade Policy and Empirical Analysis. Univ. of Chicago Press for the NBER, 1988. P. 45–71.
  10. Irwin D.A., Pavcnik N. Airbus versus Boeing Revisited: International Competition in the Aircraft Market // Journal of International Economics. 2004. Vol. 64. Iss. 2. P. 223–245.
  11. Taylor N. Foreign Trade and the Aircraft Manufacturing Industry // Global Policy Journal. 2015. URL: Link.
  12. Harrison G.J. Challenge to the Boeing-Airbus Duopoly in Civil Aircraft: Issues for competitiveness // Congressional Research Service Reports. 2011. URL: Link.
  13. Клочков В.В., Нижник М.В., Русанова А.Л. Прогнозирование экономической эффективности создания новых видов скоростного пассажирского транспорта // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3. С. 58–76.
  14. Гусманов Т.М., Клочков В.В. Экономические проблемы развития авиационной промышленности в условиях нестабильного спроса на авиаперевозки // Экономическая наука современной России. 2008. № 3. С. 98–109.
  15. Фальцман В.К. Измерение конкурентоспособности технически сложной продукции // Проблемы прогнозирования. 2012. № 5. С. 47–61.
  16. Афян А. Международно-политические переменные российского авиастроения // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 3. С. 139–146.
  17. Варшавский Л.Е. Методологические основы моделирования развития олигополистических рынков продукции с длительным жизненным циклом (на примере рынка гражданской авиационной техники) // Прикладная эконометрика. 2010. № 4. С. 53–74.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 15, вып. 6, июнь 2019

Другие номера журнала