+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Развитие налогообложения нефтегазового комплекса РФ в современной экономике

т. 13, вып. 7, июль 2017

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 15.05.2017

Получена в доработанном виде: 28.05.2017

Одобрена: 16.06.2017

Доступна онлайн: 27.07.2017

Рубрика: УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

Коды JEL: E6, H2

Страницы: 1227–1238

https://doi.org/10.24891/ni.13.7.1227

Мандрощенко О.В. доктор экономических наук, профессор, департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация 
olga.v-ma@yandex.ru

Николаева А.Л. студентка магистратуры, департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация 
alnikolaeva@list.ru

Тема. Налогообложение нефтегазового комплекса всегда находилось под пристальным вниманием со стороны государства, поскольку налоговые платежи нефтегазовых компаний составляют около половины доходной части федерального бюджета. Важность проблемы налогообложения объясняется также тем, что нефтегазовая отрасль оказывает значительное влияние и на другие сферы деятельности национальной экономики, так как имеет интеграционные связи с большинством промышленных отраслей. В связи с этим актуальность приобретают вопросы оценки системы налогообложения нефтегазового комплекса Российской Федерации.
Цели. Демонстрация значимости нефтегазового комплекса в экономике страны, выявление основных проблем в налогообложении, предложение мер по их устранению.
Методология. В статье анализируются интересы государства и нефтегазовых компаний с позиции налогообложения, раскрываются проблемы администрирования налоговых льгот, меры налоговых маневров по отношению к компаниям нефтегазового комплекса.
Результаты. Изучена динамика налоговых поступлений в виде налога на добычу полезных ископаемых в бюджет, показана зависимость налога на добычу полезных ископаемых от внешних факторов. Проанализирована возможность перехода компаний нефтегазового комплекса на налогообложение финансового результата, отмены экспортной пошлины на вывоз природных ресурсов.
Область применения. Полученные результаты могут использоваться Минэкономразвития России, ФНС России для разработки концепции экономического развития, налоговой политики, прогнозных значений налога на добычу полезных ископаемых.
Выводы. Предложено изменить формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых в целях исключения влияния внешних факторов на формирование налоговой базы, в перспективе перейти на налогообложение добычи нефти на основе финансового результата; ввести акциз на сырую нефть с дальнейшим предоставлением вычета, увеличенного на коэффициент; делегировать часть полномочий вопросов администрирования транзакций между российскими и иностранными контрагентами, территориальными налоговыми органами, что позволит более быстрыми темпами развиваться институту трансфертного ценообразования.

Ключевые слова: федеральный бюджет, консолидированный бюджет, нефтегазовый комплекс, налог на добычу полезных ископаемых, налоговое администрирование

Список литературы:

  1. Васильева Ю.П., Насыпова Д.Т. Экономический рост в России // Нефтегазовое дело. 2016. № 2. С. 279–291. URL: Link
  2. Васильева Ю.П., Тихонова Р.И. Энергетические ресурсы и экономическое развитие России // Нефтегазовое дело. 2016. № 4. С. 246–264. URL: Link
  3. Дебердиева Е.М. Регулирование нефтегазового сектора экономики: государственный и корпоративный аспекты // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 60–62.
  4. Дворецкая А.Е. Влияние финансовой нестабильности глобальной экономики на Россию // ЭКО. 2015. № 5. С. 7–20.
  5. Замараев Б., Киюцевская А. Российская экономика в контексте мировых трендов // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 32–48.
  6. Орлова Н., Егиев С. Структурные факторы замедления роста российской экономики // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 17–22.
  7. Баландина А.С. Дифференциация налогообложения нефтегазовых ресурсов как инструмент эффективности налогообложения в период экономического кризиса // Проблемы учета и финансов. 2015. № 2. С. 35–38.
  8. Понкратов В.В. Формирование и использование нефтегазовых доходов федерального бюджета в условиях низких цен на энергоресурсы и отсутствия бюджетного правила // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 2. С. 104–111.
  9. Соловьёва И.А., Макашева А.М. Совершенствование экономического механизма регулирования нефтегазового комплекса // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 2. С. 1–19.
  10. Кротов М.И., Мунтиян В.И. Антикризисная модель экономического развития России // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 7–14.
  11. Лазарева Н.В. Проблемы и перспективы развития нефтяной промышленности России // KANT. 2014. № 1. С. 44–47.
  12. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. М.: ИД «Дашков и К», 2010. 160 с.
  13. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. 124 с.
  14. Филобокова Л.Ю. Динамика доходов расширенного бюджета и оценка условий для ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Государственный советник. 2015. № 3. С. 19–24.
  15. Яроцкая Е.В. Управление имущественными рисками предприятия: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического ун-та, 2011. 131 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала