Предмет. Виртуализация в организациях цифровой экономики достигла уровня, обеспечивающего, с одной стороны, максимизацию прибыли организаций, а с другой – требующего формирования определения, классификации и учета виртуальной организации. Цели. Формирование характеристик виртуальной организации на базе разработанных авторского определения и классификации виртуальной организации. Разработка единиц учета виртуальной организации. Выработка рекомендаций по учету виртуальной организации в российском экономическом пространстве на трех уровнях. Методология. В работе использованы методы систематизации, классификации, группировки, сравнения, а также логический и источниковедческий. Для исследования темы регулирования (учета) деятельности виртуальной организации разработан авторский подход, включающий три уровня учета виртуальной организации: уровень организации, удаленного сотрудника, домохозяйства. Результаты. Cформированы базовые и дополнительные характеристики виртуальной организации; предложены определения «виртуальное (дистанционное) управление», «виртуальные активы виртуальной организации». Сформированы три уровня учета виртуальной организации: уровень виртуальной организации, домохозяйства, «удаленного сотрудника». Проанализированы показатели в рамках статистического учета виртуальной организации в российском экономическом пространстве (на основе авторского подхода); сформированы два блока рекомендаций по статистическому учету виртуальной организации: рекомендации учета виртуальной организации на трех уровнях (с разработкой четырнадцати показателей), рекомендации учета виртуальной организации на основе базовых и дополнительных характеристик (с разработкой тринадцати показателей). Область применения. Научно-теоретическое использование результатов исследования в дисциплинах «Теория менеджмента», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление интеллектуальной собственностью», «Теория и практика электронного правительства»; научно-прикладное использование – для Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», статистических сборников. Выводы. Определения «виртуального (дистанционного) управления», «виртуальных активов виртуальной организации» требуют поэтапного нормативного регулирования в российском экономическом пространстве. Сформированы три уровня учета виртуальной организации в российском экономическом пространстве: уровень организации, уровень домохозяйств, уровень удаленного сотрудника, разработаны два блока рекомендаций по статистическому учету виртуальной организации.
Ключевые слова: виртуальная организация, цифровая экономика, виртуализация управления и активов, единицы учета виртуальной организации
Список литературы:
Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: колл. монография / под ред. проф. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2017. 807 с.
Коженко Я.В., Катаев А.В., Катаева Т.М. и др. Современные тренды инновационного развития экономики: колл. монография / под ред. Я.В. Коженко. Уфа: Омега Сайнс, 2016. 109 с.
Ваганян Г.А., Ваганян О.Г. Виртуальные технологии менеджмента (системотехника электронного управления): монография. Ереван: Нжар, 2005. 368 с.
Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации: новые формы ведения бизнеса в XXI веке. М.: Добрая книга, 2005. 296 с.
Хашева З.М., Ткачева Е.Н. Виртуальные организации в современной экономике: предпосылки становления и особенности управления // Вопросы экономики и права. 2012. № 44. С. 61–68.
Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Виртуальная организация цифровой экономики как объект исследования теории менеджмента // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1.
Каменнова М., Громов А. Технологии для виртуального предприятия // Открытые системы. СУБД. 2000. № 4. URL: Link
Григорьев С.С. Особенности рыночных отношений в интерактивном секторе экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1. С. 13–16.
Коблова Ю.А. Институты и сетевая экономика: механизмы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. 2012. № 5. С. 223–225.
Пономарев С.В. Государство в сети: новые институты коммуникации // Власть. 2012. № 11. С. 38–40.
Жиров В.Ф. Дистанционный (виртуальный) менеджмент: современное состояние и перспективы развития // Вестник Финансового университета. 2011. № 6. С. 45–47.
Катаев А.В. Оценка показателей деятельности агентов партнерских сетей // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 1. С. 37–39. URL: Link
Зибер П. Управлению сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3. С. 92–96.
Клочко Е.Н. Выявление необходимости наличия координирующего органа при управлении виртуальными организациями // Научный вестник Южного института менеджмента. 2015. № 1. С. 76–79. URL: Link
Клочко Е.Н. Особенности управления персоналом в виртуальных организациях. В кн.: Современные тенденции социального, экономического и правового развития стран Евразии. М.: Изд-во Московского ун-та им. С.Ю. Витте, 2016. С. 451–457.
Сердюк В.А. Сетевые и виртуальные организации: состояние и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 2. С. 25–37.
Пидоймо Л.М., Бутурлакина Е.В. Управление виртуальными организациями // Организатор производства. 2013. № 3. С. 43–45.
Новиков В.С., Ткачева Е.Н. Виртуальное экономическое пространство в глобализирующейся системе региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 7. С. 53–59. URL: Link