+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Национальные интересы: приоритеты и безопасность»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Комплаенс-контроль как инструмент обеспечения экономической безопасности компаний в сфере электронной торговли

Купить электронную версию статьи

т. 17, вып. 8, август 2021

Получена: 10.05.2021

Получена в доработанном виде: 26.05.2021

Одобрена: 11.06.2021

Доступна онлайн: 16.08.2021

Рубрика: Экономическая безопасность

Коды JEL: F23, G32, М42

Страницы: 1491–1518

https://doi.org/10.24891/ni.17.8.1491

Якимова В.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация 
vilena_yakimova@mail.ru

https://orcid.org/0000-0001-5866-5652
SPIN-код: 4477-4930

Радомский В.С. кандидат физико-математических наук, генеральный директор ООО «КОМП», Москва, Российская Федерация 
vitek1715@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 4097-2740

Предмет. Организационно-методические вопросы системы внутреннего комплаенс-контроля для предприятий, специализирующихся в области электронной торговли.
Цели. Совершенствование организации и методики внутреннего комплаенс-контроля с учетом особенностей бизнес-процессов и IT-рисков для предприятий электронной торговли.
Методология. Исследование базируется на применении методов анализа и обобщения, группировки, систематизации, риск-ориентированного, системного и бизнес-процессного подходов.
Результаты. В процессе исследования разработана пятикомпонентная система комплаенс-контроля, определены ее принципы и функции для обеспечения экономической безопасности предприятий, реализующих продукцию на основе электронной коммерции. Предлагаются комплаенс-процедуры, направленные на снижение IT-рисков и учитывающие особенности бизнес-процессов предприятий электронной торговли.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в ходе формирования надежной и эффективной комплаенс-системы предприятий электронной торговли в целях предотвращения экономических правонарушений и преступлений.
Выводы. Комплаенс-контроль в сфере электронной торговли является механизмом, направленным на выявление и контроль комплаенс-рисков для безопасного функционирования предприятий, важных для обеспечения потребностей жизнедеятельности населения. Установлено, что базовым элементом системы комплаенс-контроля является информационная система, которая должна обеспечивать защиту от IT-рисков, а процедуры контроля могут быть разделены на общие и прикладные.

Ключевые слова: цифровая экономика, электронный бизнес, электронная торговля, IT-риски, информационная система, система внутреннего комплаенс-контроля

Список литературы:

  1. Ревинова С.Ю. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции // Вестник РУДН. Сер. Экономика. 2017. Т. 25. № 4. С. 487–497. URL: Link
  2. Салихова Р.Р. Сущность, факторы и проблемы развития электронной торговли в России // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 2. С. 34–38. URL: Link
  3. Беляцкая Т.Н. Экосистема электронных рынков и факторы, ее определяющие // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 6. С. 9–17. URL: Link
  4. Романцов М.С. Тенденции развития электронного бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 43–48. URL: Link
  5. Медведев Г.Г., Касаев Б.С. К вопросу развития электронного бизнеса в России // Инновации и инвестиции. 2018. № 4. С. 206–209.
  6. Никитюк Л.Г., Тимчук О.Г. Роль электронной коммерции в развитии инновационной экономики // Вестник НГУЭУ. 2018. № 3. С. 180–193. URL: Link
  7. Аксенова Ж.А., Ищенко О.В., Леошко В.П. Особенности ведения внутреннего контроля в торговой организации // Вестник Академии знаний. 2019. № 3. С. 31–35.
  8. Николаева А.А. Реализация комплаенс-функции в промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 1. С. 126–130. URL: Link
  9. Чирков Д.А. Основы развития комплаенс-контроля в кредитных организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 12-3. С. 141–144. URL: Link
  10. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах // Учет. Анализ. Аудит. 2020. Т. 7. № 2. С. 6–16. URL: Link
  11. Назаров А.А., Иванова В.И. Электронная торговля как инструмент повышения качества взаимодействия государства, бизнеса и общества // Oeconomia et Jus. 2016. № 2. С. 1–8. URL: Link
  12. Филин С.А., Шуай Лю. Управление электронными сетевыми структурами в торговле (на примере КНР) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. Вып. 11. С. 2116–2129. URL: Link
  13. Самусев Н.С., Павлова Е.И. Организация доставки грузов для интернет-торговли с учетом возвратов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 78–84. URL: Link
  14. Устинова Н.Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник СГСЭУ. 2019. № 3. С. 32–37. URL: Link
  15. Быстрова Н.В., Максимова К.А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7. С. 86–90.
  16. Погорлецкий А.И. Налогообложение трансграничных операций электронной коммерции: особенности, проблемы и возможности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 229–250. URL: Link
  17. Коваль А.А., Левашенко А.Д. Защита потребителей в электронной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 7. С. 99–104. URL: Link
  18. Якимова В.А. Обоснование роли комплаенс-контроля общественно значимых организаций с позиции институциональной экономической теории // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 542–560. URL: Link
  19. Батаева Б.С., Черепанова В.А. Перспективы развития комплаенса как средства улучшения корпоративного управления в российских компаниях // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 5. С. 30–36. URL: Link
  20. Шишкин И.А., Хацкевич В.Л., Хацкевич Л.Д. Электронный бизнес и менеджмент интернет-проектов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2016. № 12. С. 134–137. URL: Link
  21. Якимова В.А. Оценка внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в условиях применения аудируемым лицом автоматизированной информационной системы // Международный бухгалтерский учет. 2016. Т. 19. Вып. 22. С. 27–43. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-875X (Online)
ISSN 2073-2872 (Print)

Свежий номер журнала

т. 20, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала