Предмет. Современное состояние и приоритеты развития транспортной инфраструктуры Ростовской области с акцентом на эффектах от реализации национальных и региональных проектов. Цели. Проведение статистического анализа современного состояния транспортной инфраструктуры в Ростовской области, выявление ее основных проблем. Определение перспектив и рисков реализации инфраструктурных транспортных проектов. Методология. В работе были использованы методы статистико-экономического анализа. Проанализированы доступные статистические показатели транспортной сферы за 2000–2020 гг. Результаты. Показано, что влияние инвестиций в инфраструктуру на экономический рост выше в регионах с более продуманной региональной политикой. При этом данный вывод только подчеркивает сложность каналов, через которые инфраструктура влияет на экономические показатели, а также проблемы, которые эта сложность создает для эмпирических исследований. Установлена положительная корреляция между обеспеченностью регионов транспортной инфраструктурой и наличием развитых транспортных систем и уровнями экономических показателей, например ВРП. Тем не менее эта корреляция может отражать не причинно-следственные отношения, имеющие место в настоящее время, а исторические процессы агломерации и т.п. Выводы. Комплексом инфраструктурных ограничений транспортной инфраструктуры Ростовской области являются перегрузка автомобильных дорог, исчерпание несущей способности большинства дорог и, как следствие, снижение транспортной проницаемости всей агломерации. Перечисленные проблемы ставят в число первоочередных задач реализацию проектов по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, приведение технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения. Основным инструментом достижения стратегической цели стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Также положительно скажется на уровне экономической безопасности автотранспортной инфраструктуры региона реализация проекта «Ростовское транспортное кольцо».
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, экономический рост, региональное развитие, национальные проекты, качество дорог
Список литературы:
Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры: монография. СПб: Астерион, 2013. 301 с.
Тарасова В.Н., Дячук А.М. К вопросу о взаимосвязи и взаимовлиянии транспортной отрасли и экономики России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 1. URL: Link
Савченко Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть влияния на регион // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 5. URL: Link
Овешникова Л.В., Сибирская Е.В., Слепнева Г.Д. Прямое и косвенное влияние инфраструктуры автомобильного транспорта на развитие региональной транспортной системы России // Экономика и предпринимательство. 2019. № 5. С. 442–453.
Меринов Ю.Н., Меринова Ю.Ю. Развитие транспортной инфраструктуры в ростовской агломерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2012. № 2. С. 83–88.
Ласкова Т.С., Шаповалов В.С., Скрементова А.А. Автотранспортная инфраструктура г. Ростова-на-Дону: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Журнал «У». Экономика. Управление. Финансы. 2018. № 4. С. 21–39. URL: Link
Осипов Г.В., Карепова С.Г., Некрасов С.В. Инфраструктурные транспортные проекты: российский и международный опыт // Modern Science. 2019. № 9-1. С. 240–246.
Мельникова Е.П., Чорноус О.И., Везелев И.И. Оценка инфраструктурного обеспечения экономической безопасности автотранспорта регионов Российской Федерации // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2019. Т. 18. № 2. С. 314–332. URL: Link
Патракеева О.Ю. Ростовская агломерация: социально-экономический потенциал, ограничения и перспективы // Экология. Экономика. Информатика. Сер. Системный анализ и моделирование экономических и экологических систем. 2019. № 4. С. 29–34.
Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 111 с.
Välilä T. Infrastructure and growth: A survey of macro-econometric research // Structural Change and Economic Dynamics. 2020. Vol. 53. P. 39–49. URL: Link
Maparu T.S., Mazumder T.N. Investigating causality between transport infrastructure and urbanization: A state-level study of India (1991–2011) // Transport Policy. 2020. Vol. 3. URL: Link
Bom P., Ligthart J.E. What have we learned from three decades of re- search on the productivity of public capital? // Journal of Economic Surveys. 2014. Vol. 28. Iss. 5. P. 889–916. URL: Link
Crescenzi R., Cataldo M.D., Rodríguez-Pose A. Government quality and the economic returns of transport infrastructure investment in European regions // Journal of Regional Science. 2016. Vol. 56. Iss. 4. P. 553–582. URL: Link
Лавриненко П.А., Ромашина А.А., Степанов П.С., Чистяков П.А. Транспортная доступность как индикатор развития региона // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6. С. 136–146. URL: Link
Соколова Е.М., Кантер М.М., Миронова О.А. Автодороги как фактор обеспечения устойчивого развития сельских территорий Ростовской области // Вестник РГЭУ (РИНХ). 2020. № 1. С. 137–143. URL: Link
Шодиев Ш.К., Махмадалиев М.Т., Камолиддинов Б.Т. Анализ влияния транспортной инфраструктуры на экономические показатели развития региона // Политехнический вестник. Сер. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 3. С. 69–72. URL: Link_-_S.2._-_2018.pdf
Вахрамеев И.И. Влияние транспортной инфраструктуры на отраслевое развитие экономики региона // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 8. С. 85–91. URL: Link
Минаев Н.Н., Волчкова И.В., Уфимцева Е.В. и др. Критический анализ и тенденции реализации «новой» социально-экономической политики России в контексте глобальных вызовов // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. Вып. 1. С. 33–47. URL: Link