+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Особенности образования налоговых доходов бюджета Республики Коми

т. 13, вып. 21, июнь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Доступна онлайн: 10.06.2015

Рубрика: РЕГИОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Страницы: 25-35

Тимушев Е.Н. аспирант лаборатории финансово-экономических проблем, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Сыктывкар, Российская Федерация 
evgeny_timushev@mail.ru

Предмет/тема. Статья посвящена вопросам формирования доходной части бюджетов страны всех уровней. Это становится приоритетной задачей в связи со стагнацией экономического роста и резким повышением социальных расходов после майских указов 2012 г. Президента Российской Федерации. В статье показаны особенности формирования налоговых доходов, аккумулируемых на территории Республики Коми.
     Цели/задачи. Цель - выявление особенностей формирования налоговых доходов бюджета Республики Коми.
     Методология. В работе использованы методы сбора, расчета и интерпретации абсолютных и относительных показателей, характеризующих состояние налоговой сферы, региональной экономики, группировки статей доходов, сопоставления их в динамике, табличного представления данных.
     Результаты. Показано, что объем налоговых доходов республиканского бюджета зависит от общей суммы налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации, ее структуры и установленных нормативов распределения. Определено, что на совокупные налоговые доходы, аккумулируемые в республике, влияют общая экономическая ситуация в регионе и стране и конъюнктура мировых цен на экспортируемые товары. Выявлено, что за 2006-2013 гг. в структуре доходов республиканского бюджета уменьшился удельный вес собственных доходов. Это вызвано тем, что источники, контролируемые региональной властью, формируют лишь малую часть доходов. Установлено, что специфика северного региона и потребность в финансировании возросших расходов создают риски для финансовой самостоятельности бюджета.
     Обсуждение/применение. Результаты исследования могут использоваться в аналитической работе региональных и федеральных органов власти в качестве основы для научной дискуссии.
     Выводы/значимость. Исследование подтвердило, что в качестве основы для финансирования расходов бюджета Республики Коми выступают финансовые ресурсы, объем которых в значительной степени определяется не решениями органов власти региона, а иными не зависящими от них факторами. Снижение доли налоговых доходов, их независимость от решений региональной власти, создают риски для финансовой самостоятельности бюджета республики.

Ключевые слова: бюджет региона, региональные доходы, северный регион, динамика доходов, структура доходов, налоговые доходы, распределение налоговых доходов

Список литературы:

  1. Акиндинова Н., Кондрашов Н., Чернявский А. Фискальное стимулирование российской экономики и бюджетная устойчивость // Вопросы экономики. 2013. № 10. С. 90–108.
  2. Алаев А., Арлашкин И., Дерюгин А., Мамедов А., Назаров В. Анализ основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. Вып. 35. М.: Институт Гайдара, 2014. С. 76–82.
  3. Алаев А., Мамедов А., Назаров В. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы // Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. Вып. 34. М.: Институт Гайдара, 2013. С. 79–102.
  4. Барашева Т.И. Поиск направлений и механизмов бюджетно-налогового регулирования в регионах севера // Север и рынок. Формирование экономического порядка. 2014. № 5. С. 99–102.
  5. Белев С., Тищенко Т. Государственный бюджет // Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы. Вып. 34. М.: Институт Гайдара, 2013. С. 54–79.
  6. Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Российская экономика в 2009 году: стремительное падение и медленное восстановление // Вопросы экономики. 2010. № 4. С. 24–42.
  7. Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Растущая российская экономика на фоне растущей внешней напряженности // Вопросы экономики. 2012. № 6. С. 4–32.
  8. Власов С.А., Пономаренко А.А. Роль бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса // Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 7. С. 111–133.
  9. Гаджиев Ю.А., Акопов В.И. Социально-экономическое развитие северных регионов в посткризисный период // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы XIII (итоговой) Всероссийской научно-практической конференции. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2014. Ч. 2. С. 13–18.
  10. Дмитриева Т.Е., Лаженцев В.Н. Актуализация проблем развития северных регионов // Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению. М., Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2004. С. 7–14.
  11. Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Возвращение российской экономики на траекторию роста: время подводить посткризисные итоги // Вопросы экономики. 2011. № 6. С. 20–42.
  12. Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А., Суханов Е. Замедление экономического роста в России // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 4–34.
  13. Замараев Б., Назарова А. Управление запасами в российской экономике: кризисная и посткризисная коррекция // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 50–69.
  14. Замараев Б., Назарова А., Суханов Е. Финансовые ограничения вслед за инвестиционной паузой // Вопросы экономики. 2014. № 10. С. 4–43.
  15. Климанов В.В. Об основах и инструментах региональной политики // Журнал Новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 161–163.
  16. Мамедов А. Государственный бюджет // Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. Вып. 35. М.: Институт Гайдара, 2014. С. 55–76.
  17. Оболенский В. Внешнеэкономические связи России: некоторые уроки глобального кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 5. С. 87–100.
  18. Пансков В.Г. НДС и укрепление местных бюджетов // Финансы. 2013. № 2. С. 38–43.
  19. Поварова А.И. Снижение фискальной функции налога на прибыль организаций: факторы и пути повышения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 3. С. 180–195.
  20. Пространственные и временные тенденции социально-экономических процессов на российском Севере. М., Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 2012. 346 с.
  21. Чернявский А.В. Проблемы сбалансированности региональных бюджетов и пути их решения // Финансы. 2014. № 8. С. 21–25.
  22. Чужмарова С. Социально-экономическое развитие северных регионов в условиях реформирования налогообложения добычи полезных ископаемых // Федерализм. 2009. № 2. С. 179–190.
  23. Ясин Е.Г., Акиндинова Н.В., Якобсон Л.И., Яковлев А.А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? М.: ВШЭ, 2013. 67 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала