+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Региональная экономика: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Водная сеть путей сообщения Европейского Северо-Востока и Приуральского Севера: анализ и прогноз

т. 13, вып. 37, октябрь 2015

PDF  PDF-версия статьи

Получена: 27.04.2015

Получена в доработанном виде: 22.05.2015

Одобрена: 26.05.2015

Доступна онлайн: 20.10.2015

Рубрика: РЕГИОН В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Страницы: 2-19

Киселенко А.Н. доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, заведующий лабораторией проблем транспорта, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Российская Федерация 
kiselenko@iespn.komisc.ru

Сундуков Е.Ю. кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории проблем транспорта, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Российская Федерация 
translab@iespn.komisc.ru

Тарабукина Н.А. старший инженер лаборатории проблем транспорта, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, Сыктывкар, Российская Федерация 
nadandtar@mail.ru

Предмет. В работе рассмотрено современное состояние водного транспорта на Европейском Северо-Востоке и Приуральском Севере. Для жителей отдельных районов этих регионов внутренний водный транспорт в навигационный период является единственным видом сообщения с областным, окружным и районными центрами, поэтому не имеет альтернативы по перевозке пассажиров.
     Цели. Определение условий для преодоления негативных тенденций при осуществлении речных перевозок на Европейском Северо-Востоке и Приуральском Севере и объемов перевозок водным транспортом.
     Методология. При прогнозировании динамики объема перевозок использованы прикладной регрессионный анализ и методология прогнозирования Андронова-Киселенко, включающая в себя экспертные и формальные методы, методы активного и пассивного прогнозирования.
     Результаты. В ходе исследования проведен системный анализ состояния водных путей сообщения Европейского Северо-Востока и Приуральского Севера. Разработаны регрессионные модели (линейные, полиноминальные со степенями два и три), для получения прогнозных значений из них выбраны лучшие по дисперсионному анализу: "снизу вверх" и "сверху вниз", а также индивидуальные и групповые модели.
     Выводы. Проведенный анализ показал, что в регионе на ближайшие 2-3 года прогнозируется снижение объемов грузовых и пассажирских перевозок водным транспортом. При этом для речных перевозок (при отсутствии регулярных дноуглубительных работ) следует использовать суда с малой осадкой, а также перспективные транспортные средства водного транспорта. Реализации инфраструктурных проектов водного транспорта должно предшествовать детальное эколого-экономическое обоснование. Кроме того, на подходных путях сообщения к Северному морскому пути и на социально значимых направлениях требуется государственная поддержка водных перевозок.

Ключевые слова: водные пути, сообщение, перевозки, анализ, прогнозирование

Список литературы:

  1. Перепеченко В.П. Экономика Северо-Запада. Вологда: Академия, 2004. 175 с.
  2. Брызгалов В. В. Морской и речной транспорт Архангельской области: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2012: материалы Третьего Всероссийского научного семинара. Сыктывкар, 2012. Ч. II. С. 136–144. URL: Link.
  3. Вязикова А.В., Стрельцова В.И. Из истории развития Котласского порта // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Котлас: СПГУВК, 2012. Вып. 5. С. 171–175.
  4. Мамедова Н.В. Стратегия финансового обеспечения инвестиций на речном транспорте // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Котлас: СПГУВК, 2012. Вып. 5. С. 52–57.
  5. Кочурин Н.Н. Тимано-Печорский комплекс. Проблемы управления. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980. 192 с.
  6. Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю. «Узкие места» в региональной системе // Мир транспорта. 2011. № 1. С. 112–115.
  7. Сазанов К.Е., Рыжков А.В. Влияние мелководья на ледовые качества судна // Мир транспорта. 2013. № 4. С. 40–47.
  8. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М.: Вильямс, 2007. 912 с.
  9. Демиденко Е.С. Линейная и нелинейная регрессия. М.: Финансы и статистика, 1981. 302 с.
  10. Езекиэл М., Фокс К. Методы анализа корреляций и регрессий линейных и криволинейных. М.: Статистика, 1966. 560 с.
  11. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. 288 с.
  12. Корнев А.Б., Малышкин А.Г., Федоров Л.Н., Шаманин Ю.Л. О проблемах социально значимых пассажирских перевозок на речном транспорте // Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 51–57.
  13. Батурова Г.В., Захарченко Ю.А., Коновалов А.М., Соколянский В.П. Внедрение инновационных авиационно-амфибийных транспортных средств в транспортную систему России и перспективы их использования в труднодоступных регионах арктической зоны и Дальнего Востока Российской Федерации // Современные производительные силы. 2014. № 2. С. 35–44.
  14. Кузнецов В.И. Устройство для аппарата на воздушной подушке // Мир транспорта. 2009. № 4. С. 26–29.
  15. Дементьев В.А. Экранопланы – универсальный транспорт Севера: предложения по созданию // Проблемы развития транспортной инфраструктуры Европейского Севера России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Котлас: СПГУВК, 2012. Вып. 5. С. 3–6.
  16. Суржик В.А. Сибирские экранопланы // Мир транспорта. 2009. № 2. С. 156–157.
  17. Шеломенцев А.Г., Беляев В.Н., Тихонова Т.В. Направления развития экологического предпринимательства в северных регионах России //, 2014. Ч. II. С. Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2014: материалы Четвертого Всероссийского научного семинара. Сыктывкар 57–66. URL: Link.
  18. Андронов А.М., Киселенко А.Н., Мостивенко Е.В. Прогнозирование развития транспортной системы региона. Сыктывкар: КНЦ УрО РАН, 1991. 178 с.
  19. Беляков А.А., Щербаков Е.Т., Логинова Т.Г., Назарова В.О. Единая сеть европейских внутренних водных путей и перспективы присоединения к ней России // Современные производительные силы. 2014. № 1. С. 101–108.
  20. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Перспективные направления и проблемы развития Арктической транспортной системы Российской Федерации в XXI веке // Арктика: экология и экономика. 2012. № 3. С. 74–83.
  21. Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю., Фомина И.В. Разработка моделей прогнозирования перевозок по Северному морскому пути // Информатика, математическое моделирование, экономика: cборник научных статей по итогам Четвертой международной научно-практической конференции. Смоленск: Смоленский филиал Российского университета кооперации, 2014. Т. 1. С. 71–79. URL: Link ИММЭ-2014 Том 1.pdf.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8733 (Online)
ISSN 2073-1477 (Print)

Свежий номер журнала

т. 22, вып. 3, март 2024

Другие номера журнала