Инвестиции в высшее образование в странах ОЭСР: расходы студентов и государственная поддержка, распределение финансирования образования по категориям ресурсов
Лудушкина Е.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Университет Лобачевского, ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация Ludushkina@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-7590-5416 SPIN-код: 1717-6080
Предмет. Проблемы финансирования и обеспечения доступности высшего образования. Достижение баланса между расходами на высшее образование и другими направлениями государственных расходов. Цели. Анализ основных экономических показателей развития системы высшего образования в некоторых странах и регионах. Методология. Применены общенаучные методы исследования. Результаты. Различные комбинации предоставляемых государством кредитов, грантов, стипендий и налоговых льгот сочетаются с разным уровнем затрат студентов на обучение. Правительства стремятся найти оптимальный баланс между различными формами поддержки обучения. Текущие расходы на одного студента в системе высшего образования в 1,5 раза выше, чем в системе среднего образования. Капитальные затраты на одного студента выше в государственных учебных центрах, чем в частных. Расходы на исследования и разработки на одного студента в государственных учебных центрах в 2 раза выше, чем в частных. Выводы. Безусловным приоритетом признается высокое качество высшего образования. В ближайшее десятилетие экосистемы высшего образования будут меняться во многих странах, что обусловлено изменением в спросе на высшее образование. Требуются более гибкие и разнообразные способы финансирования, учитывающие опыт разных стран.
Ключевые слова: высшее образование, расходы студентов, распределение ресурсов
Список литературы:
Alderman H., Orazem P., Paterno E. School Quality, School Cost, and the Public/Private School Choices of Low-Income Households in Pakistan. The Journal of Human Resources, 2001, vol. 36, iss. 2, pp. 304–326. URL: Link
Cattaneo M., Civera A., Meoli M., Paleari S. Analysing Policies to Increase Graduate Population: Do Tuition Fees Matter. European Journal of Higher Education, 2020, vol. 10, iss. 1, pp. 10–27. URL: Link
Courtioux P., Maury T.-P. Private and Public Schools: A Spatial Analysis of Social Segregation in France. Urban Studies, 2020, vol. 57, iss. 4, pp. 865–882. URL: Link
Andre-Bechely L. Finding Space and Managing Distance: Public School Choice in an Urban California District. Urban Studies, 2007, vol. 44, iss. 7, pp. 1355–1376. URL: Link
Bernelius V., Vaattovaara M. Choice and Segregation in the ‘Most Egalitarian’ Schools: Cumulative Decline in Urban Schools and Neighbourhoods of Helsinki, Finland. Urban Studies, 2016, vol. 53, iss. 15, pp. 3155–3171. URL: Link
Bridge G. It’s not Just a Question of Taste: Gentrification, the Neighbourhood, and Cultural Capital. Environment and Planning A: Economy and Space, 2006, vol. 38, iss. 10, pp. 1965–1978. URL: Link
Cohen-Zada D., Sander W. Religion, Religiosity and Private School Choice: Implications for Estimating the Effectiveness of Private Schools. Journal of Urban Economics, 2008, vol. 64, iss. 1, pp. 85–100. URL: Link